А
Я
Ю
Э
Щ
Ш
Ч
Ц
Х
Ф
У
Т
С
Р
П
О
Н
М
Л
К
Й
И
З
Ж
Ё
Е
Д
Г
В
Б
А
A/B-testing (сплит-тестирование, split testing) — метод маркетингового исследования, позволяющего сравнить контрольный вариант с набором тестовых групп, в которых один или несколько показателей были изменены для того, чтобы выяснить, какие из изменений улучшают целевой показатель.


AARRR (Пиратские метрики) — фреймворк, который помогает увеличивать количество активных пользователей и выручку продукта. Расшифровка аббревиатуры:
  • Acquisition — привлечение
  • Activation — активация
  • Retention — удержание
  • Revenue — желание заплатить
  • Referral — желание рекомендовать


Agile (аджайл) — это гибкая методология итеративной разработки продукта, в которой команды работают короткими, постепенными «спринтами». Scrum — процессный фреймворк на основе Agile.


AI (Artificial intelligence) — искусственный интеллект.


AIDA — маркетинговая модель потребительского поведения, описывающая последовательность событий, ведущих к принятию решения о покупке. Расшифровка аббревиатуры:
  • A — Attention (внимание)
  • I — Interest (интерес)
  • D — Desire (желание)
  • A — Action (действие)
  • S — Satisfaction (удовлетворение)


API — (Application Programming Interface) — описание классов, методов, функций и переменных, которые приложение использует для выполнения поставленной задачи. Если говорить более простым языком — это готовый код для упрощения жизни программисту. API создавался для того, чтобы программист реально мог облегчить задачу написания того или иного приложения благодаря использованию готового кода (классов, методов, функций и пр.).



ARPU (Average revenue per user) — метрика, отражающая среднюю выручку на одного пользователя. ARPU = Revenue / Active Users (выручка деленная на количество активных пользователей)


ARPPU (Average revenue per paying user) — метрика, отражающая среднюю выручку на одного платящего пользователя.
ARPPU = Revenue / Paying Users (выручка деленная на количество пользователей, совершивших оплату)


ARR -annual recurring revenue - годовой возобновляемый доход


Average Check (AC) — средний платеж.
Average Check = выручка / кол-во платежей.
B2B (Business to Business) — бизнес-модель, в которой компании продают свой товар/услуги корпоративным клиентам, то есть другим компаниям.


B2C (Business to Customer) — бизнес-модель, в которое компания продают свой товар/услуги физическим лицам.


B2G (Business to Government) — бизнес-модель, в которое компания продают свой товар/услуги государству.


Big Data — это различные инструменты, подходы и методы обработки структурированных и неструктурированных данных, для их использования в конкретных целях.


Beta Test — распространение продукта на группу пользователей полноценного запуска для получения обратной связи.


Backend — простым языком, это все, что работает на сервере, то есть «не в браузере» или «на компьютере, подсоединенном к сети (обычно к Интернету), который отвечает на сообщения от других компьютеров».

Boot camp -ускоренный акселератор


Bootstrapping- использование собственных средств на стартап основателем стартапа


Bookings - суммарная стоимость подписанных контрактов


Brand book - вся информация о бренде


Break-even point -точка покрытия расходов без прибыли


Burn rate- потеря денег компанией, усреднённый убыток
B
Canvas — канва, карта бизнес модели


Cash gap — кассовый разрыв


Customer development (СustDev) — метод разработки продукта через тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. Чтобы узнать, откуда появился термин, советуем прочитать книгу Стива Бланка «Четыре шага к озарению».


CJM (Customer Journey Map) — карта пути клиента по взаимодействию с продуктом. Карта составляется от лица покупателя и выглядит как график или таблица с точками и каналами его взаимодействия/соприкосновения с продуктом.


CAC (customer acquisition cost) — стоимость привлечения клиента.


Churn Rate (коэффициент оттока) — показатель количества пользователей, которые прекратили использовать продукт.


CAPTCHA (Completely Automatic Public Turing Test to Tell Computers and Humans Apart) — тест, определяющий кем является пользователь системы: человеком или компьютером. Пример: при попытке что-то скачать на сайте вас просят написать какой-то текст или отметить, где на картине, например, светофоры.


Client’s pain — боль/проблема клиента


CTA (Call-to-action, призыв к действию) — маркетинговый термин для любого устройства, предназначенный для быстрого реагирования или немедленной продажи.


Cookies (куки) — текстовые файлы с данными на компьютере пользователя, в которых хранится информация о его предыдущих действиях.


CPA (cost per action) — модель оплаты рекламы или услуг интернет-продвижения, при которой плата производится за целевые действия, совершенные привлеченными посетителями.


CPC (cost per click) — модель оплаты рекламы или услуг интернет-продвижения, при которой плата производится за нажатие (клик) пользователя по рекламе.


CPI (cost per install) — модель оплаты рекламы или услуг интернет-продвижения, при которой плата производится за установку приложения.


CPM (cost per mille) — модель оплаты рекламы или услуг интернет-продвижения, при которой плата производится за 1000 показов рекламы.


CRM (Customer Relationship Management) — программное обеспечение для автоматизации процессов работы с клиентами.


CTR (click-through rate) — показатель кликабельности.


CTR = кол-во кликов / кол-во показов * 100%.
С
DAU (Daily Active Users) — количество уникальных пользователей, которые зашли в продукт в течение суток.


Data Science — это работа с большими объемами неструктурированной информации (англ. Big Data).


DBA (англ. Database administrator) — администратор базы данных, лицо, отвечающее за выработку требований к базе данных, её проектирование, реализацию, эффективное использование и сопровождение.


Depositary — хранилище, репозитарий ( Bit Bucket, Git Lab,Git Hub)


Disrupter -разрушитель- нестандартное решение/модель


Direct competitors -прямые конкуренты


Dilution - размытие - выпуск дополнительных акций без увеличения активов

D
EBITDA — earnings before interest depreciation amortization, выручка до выплаты процентов износ и амортизация


Empathy Map (карта эмпатии) — инструмент визуализации идей, позволяющий поставить себя на место пользователя, взглянуть на проблему, которую решает ваш продукт, его глазами.


Exit - продажа стартапа
E
Fail Fast (Fail Early, Fail Fast, Fail Often, Fail Cheap — «ранний провал, быстрый провал, частый провал, дешевый провал») — принцип, предполагающий быструю проверку гипотезы с минимальными затратами.


Frontend — простым языком, это все, что браузер может читать, выводить на экран и / или запускать. То есть это HTML, CSS и JavaScript.


Freemium — бизнес-модель, которая заключается в предложении воспользоваться ограниченным функционалом продуктом бесплатно, в то время как расширенная версия предоставляется платно.


Framework (фреймворк) — если простым языком, то это программная оболочка с набором готовых решений (методов, блоков, функциональности), позволяющая упростить и ускорить решение типовых задач, характерных для языка программирования.


Funnel — воронка продаж
F
G&A expenses — general and administrative expenses - общие и административные расходы


Gamification — игровые механизмы


Gartner Hype Cycle — цикл зрелости технологии. Кривая состоит из пяти фаз:
  • Запуск технологии
  • Пик завышенных ожиданий
  • Нижняя точка разочарования
  • Склон просвещения
  • Плато производительности


GMV — gross merchandise value -общий объем сделок


Gross User Churn — потерянные подписчики


Growth Hacking (взламывание роста: to grow — расти, to hack — взламывать) — подход в маркетинге, который отвечает за рост, расширение и продвижение компании с помощью использования необычных решений и инновационных разработок.


Guideline (гайдлайн) — набор стандартов и инструкций по применению знаков, логотипов, элементов UI, их шрифтовому и цветовому исполнению, а также правильному размещению на различных платформах.
G
HADI -hypothesis action data insight- метод тестирования гипотезы


HEART — фреймворк отслеживания хорошего пользовательского опыта. Разработан компанией Google.
Расшифровка аббревиатуры:
  • Happiness — Счастье
  • Engagement — Вовлеченность
  • Adoption — Принятие
  • Retention — Удержание
  • Task success — Успех в выполнении задания


Hard и Soft skills — набор навыков сотрудника. Hard — профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Soft — личные качества, которые зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом.
H
ICE — метод приоритизации идей продукта.
Расшифровка аббревиатуры:
  • Impact — влияние
  • Ease — легкость реализации
  • Confidence — уверенность в оценке влияния и легкости реализации
ICE = Impact * Ease * Confidence


Impact Mapping — это инструмент визуализации целей проекта или продукта с обозначением влияния, которое должно подтолкнуть бизнес заказчика к достижению целей. Why — центральный элемент карты, который отвечает на ключевой вопрос: Зачем мы это делаем? Это цель, которую бизнес пытается достичь. При визуализации нужно ответить на вопросы Why? Who? How? What?


Indirect competitors - непрямые конкуренты


Implicit competitors - неявные конкуренты


INVEST — модель оценки качества написания User stories.
Расшифровка аббревиатуры:
  • I — Independence (независимость)
  • N — Negotiable (обсуждаемость)
  • V — Valuable (ценность, польза)
  • E — Estimable (измеримость, оцениваемость)
  • S — Small (компактность)
  • T — Testable (тестируемость)


Iterations — корректировка продукта в стартапе на основе обратной связи (feedback) практики
I
J














KPI (Key Performance Indicator) — это числовой показатель, который помогает измерить степень достижения цели или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективность.


K-factor — виральность или процесс, когда пользователи делятся информацией о продукте. K-factor = Sent invites * Conversion.
Kanban — метод управления разработкой, реализующий принцип «точно в срок» и способствующий равномерному распределению нагрузки между работниками.


Kanban — метод управления разработкой, реализующий принцип «точно в срок» и способствующий равномерному распределению нагрузки между работниками.
K
Launch — вывод/запуск продукта на рынок


Lead — потенциальный клиент, контакт


Lean startup — экономный бережливый стартап


LTV (Lifetime value) — это общая прибыль от клиента в ходе его использования продукта. Пожизненная ценность - сколько денег в среднем приносит 1 клиент


Landing page (целевая или посадочная страница) — веб-страница, задачей которой является сбор контактных данных целевой аудитории.

L
Marketplace — соединение поставщиков и потребителей на одной платформе


MRR — monthly recurring revenue -месячный возобновляемый доход


MRR CMGR — compound monthly growth rate- ежемесячный темп роста возобновляемого дохода в %


MVP (minimum viable product) — продукт с минимальными функциями, помогающий получить обратную связь от пользователей и проверить наличие потребности. Часто в качестве МVP может выступать прототип продукта, который имитирует функции будущего продукта.


Mind Map (диаграмма связей, карта мыслей) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать процесс мышления.


MAU (Monthly Active Users) — количество уникальных пользователей, которые зашли в продукт в течение месяца.


Mobile — это фреймворк, правила и методики оптимальной разработки мобильных приложений в IT-Enterprise, которые полностью интегрированы с корпоративными решениями предприятия.

M
NDA (Non Disclosure Agreement) — соглашение о неразглашении


NFT ( Non Fungible Token) — невзаимозаменяемый токен. Невзаимозаменяемый токен представляет собой криптографический сертификат цифрового объекта с возможностью передавать сертификат через механизм, применяемый в криптовалютах


NPS (Net Promoter Score) — индекс измерения потребительской лояльности.


NOC — это система, основная задача которой — автоматизация повседневной работы центра управления сетью.
N
Onboarding (адаптация, введение в курс дела) — это процесс знакомства пользователя с продуктом, который помогает ему ощутить ценность продукта.


One-pager — инфо о стартапе на 1 странице


OKR (Objectives and Key Results, цели и ключевые результаты) — метод управления проектами, который позволяет синхронизировать командные и индивидуальные цели и обеспечить эффективный контроль над реализацией поставленных задач. Метод OKR разработан компанией Intel.


Opinion leader — лидер общественного мнения
O
Paywal — платный доступ


Pipeline — направлять на каждом шагу воронки


Pitch deck — презентация, слайды


Pitch 1— Elevator Pitch — краткая презентация 1 минута — проблема, решение, монетизация


Pitch 2 — idea pitch — 3минуты — название проблемы, решение, объем рынка, бизнес модели, Команды


Pitch 3 — funding pitch — 7-10 минут — pitch 2 плюс описание конкурентов, что уже сделано, планы и сколько нужно денег


PMR- primary market research- первичное исследование рынка, производимое самим стартапам


Pivot -резкая смена деятельности стартапа


Poker planning (scrum poker, покер планирования) — техника оценки сложности и трудоемкости задач. Используется для оценки выполнения задач в Agile. Оценка производится голосованием каждого члена команды с помощью колоды карт, карточки которой представляют собой последовательность чисел (часто это ряд Фибоначчи: 0, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55).


Product Vision (видение продукта) — это ключевое представление продакта и команды о том, что представляет собой продукт, для кого он создан, какими ключевыми функциями он обладает и какие задачи решает.


Product launch — запуск нового продукта на рынок.

P
QA (Software Testing and Quality Assurance) или тестировщик — это специалист по обеспечению качества программного обеспечения.
Q
RICE — метод приоритизации идей продукта.
Расшифровка аббревиатуры:
  • Reach — охват
  • Impact — влияние
  • Confidence — уверенность в оценке охвата, влияния и трудозатрат
  • Effort — трудозатраты
RICE = Reach * Impact * Confidence / Effort


ROI (Return On Investment) — это коэффициент, показывающий прибыльность или убыточность инвестиции — коэффициент окупаемости. ROI =(Доход — Затраты / Затраты) * 100%


ROMI (Return On Marketing Investment) — коэффициент возврата инвестиций маркетинговых каналов, тот-же ROI, но в маркетинге.


Revenue share (доля выручки) — бизнес-модель, при которой партнеры получают долю от выручки, основанной на их сотрудничестве.


Retention — сохранение удержание, показатель как часто пользователь возвращается к продукту


Roadmap (дорожная карта) — это документ, отражающий стратегическое видение и цели продукта. Технологический роадмап — краткосрочный или долгосрочный план выпуска продукта.


R&D сокр. от research and development исследования и разработки.
R&D-менеджеры (от англ. Research &Developmet) — это «возмутители спокойствия» внутри корпораций. Именно они разрабатывают стратегии технологического развития компании, ищут перспективные разработки и проводят модернизацию производства.

R
SAAS (software as a service, программное обеспечение как услуга) — это бизнес-модель предоставления лицензии на программное обеспечение по подписке.


SMART — подход к постановке работающих целей. Расшифровка аббревиатуры:
  • Specific — конкретный
  • Measurable — измеримый
  • Achievable — достижимый
  • Relevant — значимый
  • Time bound — ограниченный во времени

Sitemap (карта сайта) — XML-файлы с информацией для поисковых систем о страницах веб-сайта, которые подлежат индексации.


SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) — это всестороннее продвижение сайта для его выхода на первые позиции в результатах выдачи поисковых систем (SERPs) по выбранным запросам с целью увеличения посещаемости и дальнейшего получения дохода.


SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).


Stakeholder (Stákeholder), также заинтересованная сторона, причастная сторона, участник работ, роль в проекте — лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям.


Stickiness — залипчивость продукта


SMR — secondary market research- вторичное исследование рынка уже маркетинговой компанией


Scouting — сбор инфо о противнике или месте


Scaling — масштабирование


SAM — segmented addressable market- адресный сегмент рынка


Smart money — внешнее финансирование или финансирование от венчурного фонда


Stealth mode — режим секретности


SLA — service level agreement, соглашение об уровне сервиса


SMART задачи — specific measurable achievable realistic time-bound, специфические измеримые достижимые реалистичные конкретные по времени


Sticky Factor (Stickiness Factor) — показывает степень лояльности и вовлеченности аудитории. Sticky Factor = DAU / MAU * 100%


Sprint (спринт) — это период времени, в течение которого происходит согласованный набор задач по разработке.

S
T
TAM — total addressable market — общий объем целевого/адресного рынка


Traction — сцепление тяга, связь продукта с рынком (to gain traction)


Tracker — эксперт, требует оплату и отвечает за результат


Traction card - таблица о проблеме - бутылочном горлышке, узком месте
Use Case (вариант использования) — техника описания взаимодействия пользователя с продуктом через сценарии.


UTM-метка — специализированный параметр в URL, используемый маркетологами для отслеживания рекламных кампаний.


UI (user interface) — пользовательский интерфейс.


UX (user experience) — опыт взаимодействия. Это восприятие и ответные действия пользователя, возникающие в результате использования продукта или услуги.


Unit-экономика — метод экономического моделирования, используемый для определения прибыльности бизнес-модели, с помощью оценки прибыльности единицы товара или одного клиента. Простыми словами, это способ определить зарабатывает компания, привлекая новых пользователей, или работает в минус.
Unit economics is ok если CAC<LTV


User story (пользовательская история) — способ описания требований к продукту через формулирование возможностей пользователя и их целей. Формула: Я, как [пользователь], хочу [что-то сделать], чтобы [цель/выгода].


User story mapping (карта пользовательских историй) — методология работы с пользовательскими историями для их группировки по типам пользователей и разбивки по приоритетам разработки (выделение истории для MVP).

U


V
Waterfall — это долгосрочный метод разработки продукта, характеризующийся последовательным рядом этапов. Распространенный порядок: концепция, инициация, анализ, проектирование, разработка, тестирование, внедрение, поддержка. Ключевое отличие от Agile в том, что в среде разработки водопада после завершения работы над этапом команда не может вернуться назад, и разработка должна перейти к следующему этапу.


WAU (Weekly Active Users) — количество уникальных пользователей, которые зашли в продукт в течение недели.

W


X


Y


Z